Регулярная пассажирская международная автомобильная перевозка
• АВТОБУС — В соответствии с «Соглашение о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств — участников СНГ» под автобусом понимается транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и багажа, имеющее более 8 мест для сидения, не считая места водителя.
• ПАССАЖИР — В соответствии с пп. «а» п. 3 ст. 1 Конвенции «О международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа», утвержденной в Бишкеке 9 октября 1997 г., под пассажиром, участвующим в международных автомобильных перевозках, понимается физическое лицо, которое во исполнение договора перевозки, заключенного от его имени (например, поверенным, действующим от имени пассажира на основании доверенности или закона) или им самим, перевозится за плату или бесплатно перевозчиком.
Одной из разновидностей международной автомобильной перевозки является регулярная пассажирская международная автомобильная перевозка, которая определяется в статье 1 ФЗ-127 от 24 июля 1998 г. как перевозка пассажиров автобусом по заранее согласованному маршруту следования с указанием начального пункта перевозки и конечного пункта перевозки, остановочных пунктов движения автобуса и расписания его движения.
Основываясь на приведенном определении регулярной пассажирской международной автомобильной перевозки, можно выделить следующие ее признаки:
- осуществляется определенной разновидностью транспортных средств — автобусами.
- осуществляется по заранее согласованному маршруту следования с указанием:
○ начального пункта перевозки;
○ конечного пункта перевозки;
○ остановочных пунктов движения автобуса;
○ расписания движения автобуса. - такая перевозка является регулярной.
Пункт 1 Статьи 6 ФЗ-127 от 24 июля 1998 г. устанавливает, что регулярные пассажирские международные автомобильные перевозки осуществляются по территории Российской Федерации и территории иностранного государства по согласованию федерального органа исполнительной власти в области транспорта и соответствующего компетентного органа иностранного государства. Следовательно, в нашей стране таким органом является Департамент автомобильного транспорта в составе Министерства транспорта РФ
На регулярность рассматриваемой международной автомобильной перевозки указывает то, что она выполняется пассажирским автобусом по заранее установленному расписанию его движения. Следовательно, такое расписание должно носить регулярный характер. Интервалы между перевозками в данном случае значения не имеют. Важно, однако, чтобы они также были заранее установлены и носили конкретизированный характер. Так, это могут быть ежедневные, еженедельные, ежемесячные перевозки, перевозки по определенным дням в неделе, месяце. В том числе, полагаем, сюда можно отнести такие виды пассажирских международных автомобильных перевозок, которые осуществляются с определенной регулярностью в зависимости от сезона: например, с мая по октябрь. В то же время следует считать справедливым отнесение к виду регулярных пассажирских международных автомобильных перевозок также перевозки туристов, выполняемые между различными государствами, в том числе сезонные. Исключение в данном случае составляет перевозка по заранее согласованному маршруту туристов — индивидуальных заказчиков, поскольку в такой ситуации нельзя вести речь о каком-либо расписании движения автобусов, следовательно, такая перевозка будет отнесена к следующей разновидности международных автомобильных перевозок — нерегулярной пассажирской.
Нужно отметить, что в международно-правовых документах, относящихся к международным автомобильным перевозкам, также встречается понятие, схожее с регулярными пассажирскими перевозками. Так, в частности, Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) (Женева, 1 июля 1970 г.), в пункте «i» статьи 1 «Определения» устанавливает такое понятие, как «регулярные линии», — они означают линии, которые обеспечивают перевозку пассажиров через конкретно указанные интервалы движения по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на заранее определенных остановках. Соответственно, к признакам регулярности можно отнести следующие характеристики пассажирской международной автомобильной перевозки:
- заранее установленный маршрут движения;
- заранее установленные и конкретно указанные интервалы движения;
- заранее определенные остановки, на которых производится посадка-высадка пассажиров.
Независимо от того, кто организует перевозку, линии, которые обеспечивают перевозку конкретно указанных категорий пассажиров, исключая других пассажиров, если такие линии эксплуатируются в соответствии с условиями, конкретно указанными в приведенном выше определении, согласно указанному Соглашению, считаются регулярными линиями. Такие линии, в частности, те, которые обеспечивают доставку рабочих к месту работы и обратно или школьников в школу и обратно, называются специальными регулярными линиями.
Кроме этого, указанным Соглашением установлено следующее: в правилах, регулирующих эксплуатацию таких регулярных линий, или в заменяющих их документах, утвержденных компетентными органами и опубликованных перевозчиком до вступления их в силу, конкретно указываются условия перевозки и, в частности:
- частота движения по линиям;
- расписания;
- тарифы;
- обязательства по перевозке пассажиров.